Диссеминация опыта работы педагогов ДОУ

ГМО для музыкальных руководителей г.Волгодонска -Опыт работы музыкального руководителя Яковенко Т.И.

Видео-презентация опыта работы музыкального руководителя Яковенко Т.И. https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg

Мастер-класс по теме «Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр» https://yadi.sk/i/pw1pai3yekDwIQ

Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей города Волгодонска

 Опыт работы музыкального руководителя

 высшей квалификационной категории Т.И. Яковенко

 по теме:

«Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»

г. Волгодонск

ноябрь, 2020

Добрый день уважаемые коллеги!

         Представляю тему методического объединения:

«Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое   искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.

Борис Михайлович Теплов советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР дал определение что такое «Способности»

Способности-это индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности, не сводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности

Под музыкальной способностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой. Комплекс музыкальных способностей объединяются в понятие музыкальность, которая формируется и развивается в процессе музыкальной деятельности. Ребенок не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности. Они развиваются в течение всей его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности – это образовательные навыки, полученные при жизни, а не при рождении.

Самый благоприятный период для развития музыкальных способностей – это детство. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Наличие определенного фонда знаний, умений и навыков не дает возможности достаточно полно характеризовать музыкальные способности. Решающее значение имеет быстрота и качество их приобретения. Поэтому мы музыкальные руководители, оценивая способности детей, должны иметь в виду, что нельзя делать поспешные выводы на основании только тех знаний и умений, которые проявляет ребенок в данный момент.

Профессор Б.М. Теплов выделил три основных вида музыкальных способностей: ладовое чувство; музыкально — слуховые представления; чувство ритма.

У детей дошкольного возраста высоким показателем ладового чувства являются любовь и интерес к музыке.

         Музыкально — слуховые представления — способность в воспроизведении мелодии по слуху, в первую очередь в пении, а также в подборе мелодии по слуху на музыкальном инструменте. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии — вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

         Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Ритм — неотъемлемая часть выразительности музыки, и поэтому именно его выразительное значение, например, с помощью образных сравнений, музыкально-дидактических игр дает хорошие результаты в обучении дошкольников.

Итак, музыкальные способности — комплекс индивидуально психологических свойств человека, обуславливающие восприятие музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени, музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называются музыкальной одаренностью.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает, ничем  не заменимое,  воздействие  на  общее  развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется  мышление, развиваются  музыкальные способности.

Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, поэтому я считаю, что одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально – дидактические игры.

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Так о игре сказал Сухомлинский В. А.

В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.

Музыкально — дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основу музыкальной грамоты.

Музыкально — дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одной из основных компетенций современного педагога предусматривает умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Внедрение ИКТ и цифровых образовательных ресурсов не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса в ДОУ.

Актуальность использования информационно компьютерных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных организациях современных компьютерных программ.

Наравне с традиционными методами обучения, такими как использование дидактических игр — мультимедийные интерактивные игры позволяют детям с особым интересом знакомиться с новым материалом, а также закреплять ранее изученный материал.

Яркие, познавательные и развивающие презентации, музыкально-дидактические игры, видеофрагменты помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более интересной и увлекательной.

Музыкально-игровая деятельность оказывает влияние на развитие всех сторон личности ребенка и сферу его познавательного развития, поэтому, важно создать комфортные условия для творческого самовыражения и развития дошкольников. Одним из средств повышения качества воспитательно-образовательного процесса является применение информационно-компьютерных технологий. Красочные мультимедийные картинки, анимация увлекают детей, поддерживают эмоциональный интерес к играм и желание участвовать в них.

В своей работе я использую готовые интерактивные игры, видео уроки, видеофрагменты, а также, игры, разработанные самостоятельно. Были созданы ряд интерактивных музыкально-дидактических игр и методических пособий которые вы видите на экране.

«Угадай инструмент»

«Уроки феи музыки»

«Птицы разные бывают»

«Песня Танец Марш»

«Дыхательные упражнения на развитие дыхания»

«Кого встретил Колобок?»

«Кто в домике живёёт?»

«Птица и птенчики»

«Сколько божьих коровок прилетело»

Учебно-методическое пособие «Народные музыкальные инструменты»

«Курочка ряба»

Учебно-методическое пособие «Детский альбом П.И. Чайковского

«Тихо-громко»

«Наша Армия»

«Весёлое путешествие язычка»

«Звукоряд»

«Музыкальный домик»

Учебно-методическое пособие «Угадай мелодию из мультфильма»

«Ноги и ладошки»

«Три цветка»

Использование ИКТ-оборудования, разработка собственных мультимедийных игр, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность позволяет мне повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для детей, но и для меня, как для педагога.

Как музыкально-дидактические игры, так и интерактивные музыкально-дидактические игры распределены по разделам

Это:

Игры на определение характера музыки,

Игры для развития звуковысотного слуха

Игры на развитие чувства ритма

Игры на развитие тембрового слуха

Игры на развитие динамического слуха

Игры на развитие памяти и слуха

Характерным для каждой     интерактивной    игры является наличие в ней:

  • обучающей задачи;
  • содержания;
  • правил;
  • игровых действий.

Сейчас немного подробнее поговорим о видах интерактивных дидактических игр

 

Игры для развития звуковысотного слуха

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольного возраста. Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.

Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведение звука. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения и дидактические игры.

Были созданы такие игры как:

«Птица и птенчики»

«Звукоряд»

«Птицы разные бывают»

«Дыхательные упражнения»

«Весёлое путешествие язычка»

«Кто в теремочке живёт?»

Хочу сказать, что игра может иметь сразу несколько задач, где мы можем развивать, например, не только звуковысотный слух, а и тембровый, можем поговорить и о характере музыки и т.д.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия в младшей группе на развитие звуковысотного слуха

«Птица и птенчики»  ( https://yadi.sk/i/TLr8o49CdR6cvQС  )

Развитие правильного дыхания и развитие артикуляционного аппарата у детей очень важно для пения. Были созданы такие игры как: «Упражнения на дыхание» и «Весёлое путешествие язычка» предлагаю фрагмент занятия с проведением игр на дыхание.

«Упражнение на развитие дыхания» (https://yadi.sk/i/HCzLd2-y_08mdA  )

 

Игры на определение характера музыки

        Давайте поиграем!» — как часто мы слышим эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы уделяем им хоть несколько минут. Однако игра-это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии.

Были созданы игры:

«Песня Танец Марш»

«Три цветка»

«Угадай мелодию из мультфильма»

Учебно-методическое пособие «Детский альбом П.И. Чайковского

Предлагаю вам фрагмент игры на определение жанра музыки

«Песня Танец Марш» в подготовительной группе (https://yadi.sk/i/MFrFuF44aaXNrQ  )

 

Игры на развитие чувства ритма

Чувство ритма — неотъемлемая часть не только творческого развития, но и всей жизни человека. Его, как и слух, можно отнести к врожденным чувствам, которые нужно развивать.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога.

Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

Поскольку игра — это основной вид деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Целесообразно развивать чувство ритма в дидактических и интерактивных играх.

Были созданы такие игры как

«Угадай инструмент»

«Наша Армия»

«Ноги и ладошки»

«Осенние чудеса»

«Зимние чудеса»

«Летние чудеса»

Сейчас я бы хотела предложить посмотреть   фрагмент игры

«Угадай свой инструмент» (https://yadi.sk/i/66Pb5p-s3rgaHg)

В этой игре одновременно развивается чувство музыкального ритма, также тембровый слух, а также математические представления

Многие игры настольно-печатные я перевожу в электронный формат. Это очень удобно и предлагаю вам посмотреть фрагмент занятия игры «Ноги и ладошки», где настольно-печатная игра, переведена в электронный формат.

Игра «Ножки и ладошки» (https://yadi.sk/i/E31u4w4YM9Va8g )

 

Игры на развитие тембрового и динамического слуха

        Музыкальный слух в широком понимании — это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений. Музыкальный слух имеет множество качественных проявлений, и отсюда, много его разновидностей, что говорит о сложности этой способности.

Тембровый и динамический слух – это разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Основное качество музыкального слуха – различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируются на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. Дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику, как выразительное средство музыки. С помощью музыкально-дидактических и интерактивных игр моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.

Были созданы такие игры как:

«Урок феи Музыки»

«Птицы разные бывают»

«Кого встретил Колобок?»

«Кто в домике живёт?»

Учебно-методическое пособие «Народные музыкальные инструменты»

«Тихо-громко»

«Музыкальный домик»

«Сколько божьих коровок прилетело?»

 

Игры на развитие памяти и слуха

Одной из важных проблем музыкального воспитания является развитие музыкальной памяти. Наряду с музыкальным слухом и ритмом музыкальная память – значимое звено в структуре музыкальных способностей, необходимое для любого вида музыкальной деятельности. И опять нас выручат игры.

«Угадай мелодию из мультфильма»

Учебно-методическое пособие «Детский альбом П.И. Чайковского

«В гости песенка пришла.»

«Угадай сколько?»

«Волшебный сундучок»

В 2017 году детскому саду был присвоен статус инновационной площадки по теме «Обеспечение комплексного подхода в речевом развитии детей дошкольного возраста»,

Разработана модель комплексного подхода в речевом развитии детей.

Весь коллектив ДОУ работал над поставленными задачами, нами была создана медиатека электронных игр и презентаций, которая продолжает пополняться.

Сочетаем традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

При тесном сотрудничестве воспитателя, учителя – логопеда и музыкального руководителя было создано электронное пособие «Поможем Золушке», которое заняло первое место в городском конкурсе педагогического мастерства, в номинации «Лучшее электронное методическое пособие»

Данное учебно–методическое пособие включает в себя комплекс развивающих интерактивных игр, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, навыков звуко–буквенного и слогового анализа и синтеза слов; закреплению лексико — грамматических и пространственных представлений; развитию связной речи, тембрового слуха, логического мышления, внимания и памяти.

Комплекс игр направлен на интеграцию следующих образовательных областей:

«Речевое развитие»;

— «Познавательное развитие»;

— «Художественно – эстетическое развитие»;

— «Социально – коммуникативное развитие».

Предлагаю посмотреть видеофрагмент нашей совместной работы. Нашего комплексного подхода.

Методическое пособие «Поможем Золушке» (https://yadi.sk/i/e8WgYMYSIGYY2A  )

        Применение ИКТ дает принципиально новые дидактические возможности и логично вписывается в образовательный процесс. Это позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Таким образом, интерактивные музыкально-дидактические игры дают возможность в ненавязчивой форме осуществлять работу по художественно-эстетическому развитию детей и выявлять уровень музыкальных способностей дошкольников.

Игра — это лакомство, позволяющее всесторонне развивать, обучать и воспитывать детей в любом возрасте. В игре у детей возникает три цели. Первая цель — удовольствие от игры “ХОЧУ”. Вторая цель — выполнять правила игры “НАДО”. Третья цель — творческое выполнение игровой задачи “МОГУ”».

 

Творческих всем успехов!